Задержка речевого развития (ЗРР) – очень большая проблема. Важность её сложно переоценить. Речь – это визитная карточка любого человека. По речи судят о его интеллектуальных способностях, образовании и воспитании.
Все мы знаем сказку про Маугли, который вырос среди диких зверей. В реальной жизни также были подобные случаи.
В 1972 году в джунглях Индии был найден 4-летний мальчик, который играл с волчатами. Ему дали имя Шамдео. Он имел повадки животных. Мог передвигаться на четвереньках, охотился на кур. После реабилитации он перестал кушать сырое мясо, скитаться с бездомными собаками. Прожил до 17 лет, но так и не научился разговаривать. Освоил лишь немного язык жестов.
В конце 18 века в лесах Франции был пойман мальчик Виктор в возрасте 12 лет. Его тело было в шрамах. Он мог легко без одежды находиться на улице даже в снежную погоду. Его обучением упорно занимался известный психолог, доктор Жан Марк Гаспар Итар. Несмотря на это Виктор так и не сумел приобрести никаких навыков общения. В итоге он вынужден был провести остаток жизни в клинике института в Париже, где умер в возрасте 40 лет.
Эти случаи наглядно демонстрируют важность речи для адаптации человека в обществе, а также невозможность её полного развития, когда упущено время.
Развитие речи
Способность разговаривать заложена самой природой. Это величайший её дар, присущий только человеку. Однако для развития речи очень важна речевая среда с самого раннего детства.
С одной стороны, развитие речи напрямую зависит от состояния и темпов созревания мозга ребёнка. С другой стороны, при проблемах речи отстаёт и психическое развитие.
Человек обучается речи всю жизнь. Однако критическим является возраст до 5 лет, когда закладываются основы будущей речи, и мозг обладает максимальной возможностью речевого развития.
Учёными доказано, что чем больше родители общаются с малышом, тем выше у него запас слов. Эти дети к двум годам знают на 100-200 слов больше, чем их ровесники, с которыми разговаривали мало. Чем больше словарный запас ребёнка, накопленный к 5 годам, тем выше его дальнейшее интеллектуальное развитие и успеваемость в школе, а также достижений во взрослом состоянии.
Речевой аппарат
Речевой аппарат состоит из центральной нервной системы и органов речи, участвующих в образовании звуков и написания букв, а также органов слуха и зрения. Головной мозг управляет всем этим.
Формирование речи происходит поэтапно. Сначала, когда мы получаем информацию, включается сенсорная речь. Устная речь воспринимается с помощью слуха и зрения, письменная речь – с помощью зрения.
Далее происходит понимание полученной информации. Для этого мозг предварительно запоминает и хранит информацию о различных звуках, словах и оборотах речи (синонимы, метафоры и т.п.). Это, так называемый, пассивный словарь.
Затем создаётся ответная (моторная) речь. Включаются центры мозга, отвечающие за воспроизведение устной или письменной речи. При этом задействуется активный словарь.
Для того чтобы речь протекала правильно, необходима нормальное функционирование всех структур мозга, участвующих в речевых процессах.
Структуры мозга, участвующие в формировании речи
Восприятие чужой речи осуществляется обоими полушариями мозга, которые связаны между собой пучком нервных волокон – мозолистым телом. Речь может адекватно формироваться только при их согласованной работе.
Понимание устной речи происходит в слуховом анализаторе, который располагается в задней трети верхней височной извилины левого полушария (центр Вернике). Здесь также осуществляется контроль собственной речи. Поражения этой области приводят к неспособности понимания устной речи (афазия).
Зрительный центр речи находится в центре Вернике и угловой извилине теменной доли. Его повреждение приводит к невозможности понимать читаемый текст (алексия).
Для формирования ответной речи информация по дугообразному пучку (Arcuate fasciculus) из центра Вернике поступает в зону Брока, располагающейся в левой нижней лобной извилине. При поражении этого пучка человек не может повторить слова, которые услышал.
Зона Брока координирует работу некоторых соседних участков коры головного мозга, в результате чего слова в нашей речи собираются в правильные фразы. Например, связь с островковой долей (lobus insularis) обеспечивает продолжительную речь и сложные предложения.
Зона Брока осуществляет управление мышцами гортани, языка и других структур, участвующими в речи. Двигательный центр письменной речи локализуется в заднем отделе средней лобной извилины. Обеспечивает написание букв, цифр и других знаков.
При повреждении мозга в зоне Брока нарушаются движения языка, губ и гортани, что приводит к нарушению артикуляции. Больной, понимая обращённую речь, не может ответить на неё. При этом, как правило, страдает устная и письменная речи.
Задержка речевого развития: симптомы
Задержка речевого развития (алалия) возникает, когда речевые зоны головного мозга получили повреждение ещё до начала формирования речи. Происходит это, как правило, при проблемах во время беременности и родах. В результате различные патогенные факторы, такие как гипоксия, инфекции, интоксикации приводят к гибели нервных клеток.
Алалия у детей характеризуется системным недоразвитием речи. Иногда она оказывается проявлением слабоумия, при котором ребёнок отстаёт в общем психическом развитии.
В норме ребёнок начинает говорить к 1-1,5 годам. В некоторых случаях появление речи может происходить позднее, но при этом ребёнок должен понимать обращённую к нему речь.
В зависимости от того, какие отделы мозга больше пострадали – отвечающие за сенсорную или моторную речь – алалия подразделяется, соответственно, на сенсорную и моторную.
Задержка речевого развития: моторная алалия
Это недоразвитие у ребёнка возможности сформулировать речь при понимании обращённой к нему речи. Похожая ситуация бывает у косноязычных взрослых, когда они всё понимают, но из-за «корявости языка» боятся и не могут выступать на публике.
Обычно такой малыш выполняет просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но сам не спешит высказываться. Говорит мало и неохотно. Запас слов активного словаря у них беднее пассивного словаря и ограничен обиходно-бытовой тематикой. Узок и однообразен запас прилагательных, наречий. Ребёнок не умеет пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами.
Ребёнок с моторной алалией может пропускать слоги и звуки, а также менять их местами. Нарушается произношение звуков. Много оговорок, которые со временем ребёнок начинает замечать и пытаться исправлять. Страдает также письменная речь.
При малой речевой активности у ребёнка также страдает общая познавательная деятельность. Речь не становится полноценным средством общения, воспитания и личностного развития. Это приводит к вторичному недоразвитию интеллекта.
Моторная алалия может быть причиной формирования патологических черт характера, невротических расстройств. У таких детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость.
Задержка речевого развития: сенсорная алалия
При сенсорной алалии у ребёнка нарушено понимание речи, с которой обращаются к нему. Слух при этом сохранён.
Сходная ситуация возникает у взрослого человека, когда он попадает в чужую языковую среду, например, путешествуя за границей. При этом он может совсем не владеть чужим языком или знать кое-какие слова или фразы.
Так и у детей степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной. В более тяжёлых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишённому смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и посторонние шумы.
В других случаях малыш может понимать отдельные слова, но перестаёт их узнавать в предложениях. Поэтому ему требуются дополнительные подсказки, например, в виде ситуации или контекста, в которых произносятся слова. Такие дети часто смотрят в лицо говорящему. Это улучшает понимание речи за счёт «чтения с лица».
Из-за не понимания обращённой речи собственная речь становится невозможной или грубо искажается. Для общения дети пользуются жестами, мимикой. Игры сопровождаются лепетом. Появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, которые не связаны с ситуацией.
При менее тяжёлых формах сенсорной алалии, когда у детей имеется собственная речь, они говорят легко и просто. Не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Отсутствует критика к собственной речи.
Активный словарь явно превышает пассивный. Дети произносят слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишённые смысла. Поскольку высказывания неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чём они говорят.
Если говорить упрощённо, то при моторной алалии ребёнок всё понимает, но молчит. При сенсорной алалии понимает мало, но много болтает на своём «тарабарском» языке.
Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, чаще она сопутствует моторной алалии. В таких случаях говорят о сенсомоторной алалии. Связано это с функциональным единством речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Сенсорную алалию необходимо отличать от снижения слуха у ребёнка, которое также может препятствовать нормальному речевому развитию.
Этапы развития речи
К сожалению, встречаются родители, которые не знают норм развития речи у ребёнка. В результате упускается драгоценное время, когда способности речевого развития и возможности лечения его задержки являются максимальными. Это возраст до 5 лет!
Важно также помнить, что восстановление речи — процесс небыстрый. В зависимости от степени повреждения мозга ребёнка он длится месяцы и годы.
Поэтому, когда за помощью к остеопату обращаются с ребёнком в возрасте старше 5 лет, окно возможностей, как правило, бывает упущено! Полного излечения может на наступить.
Итак, развитие речи происходит по определённым этапам, которые тесно связаны между собой и закономерно сменяют друг друга. Последовательное прохождение этих этапов обеспечивает полноценное речевое развитие.
На первом году жизни ребёнок проходит этапы развития из предречевого в речевое. Крик, кряхтение сменяется сначала гулением, затем лепетом. Гуление – это набор разных звуков. Лепет – сочетание согласных и гласных звуков (ма-ма, ба-ба, та-та). К концу года появляются первые односложные слова.
По данным клинических рекомендаций «Специфические расстройства развития речи у детей», утверждённых Минздравом России в 2015 году:
Речевые навыки на первом году жизни
1 месяц
Крик, кряхтение
1 – 3 месяца
Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками.
3 – 6 месяцев
Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.
6 – 9 месяцев
Активный лепет, усложнение и расширение объёма движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращённой речи.
9 – 12 месяцев
Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (воспринимать обращённую речь, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».
Речевые навыки на втором году жизни
Появление однословных предложений.
1 год 3 месяца
Увеличение запаса слов до 30.
1 год 6 месяцев
Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.
1,5 – 2 года
Появление фраз, двухсловных предложений. Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?». Увеличение запаса слов до 200-300.
Речевые навыки на третьем году жизни
Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появление трёхсловных предложений.
2 года 6 месяцев
Появление многословных предложений.
2 года 6 месяцев – 3 года
Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).
3 года
Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»
Каждый ребёнок индивидуален и развивается в своём темпе, поэтому представленные нормы являются примерными. К тому же мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек, в том числе и речевом. Считается, что это происходит из-за более тонкого мозолистого тела у мальчиков. Оно связывает между собой оба полушария головного мозга и обеспечивает согласованную его работу.
Если к году ребёнок произносит из 10 положенных только 7 слов, то это пока ещё не задержка речевого развития. Хотя имеется необходимость обратить внимание на развитие у него речи.
Задержка речевого развития: лечение
Основной причиной задержки речевого развития является гибель клеток мозга, участвующие в формировании речи. Однако другие оставшиеся в живых нервные клетки могут брать на себя функцию утраченных клеток.
Данный процесс называется нейропластичностью. Механизмы нейропластичности являются максимально продуктивными у растущего мозга. Поэтому у детей они значительно эффективнее, чем в пожилом возрасте.
При задержке речевого развития даже в случае, когда имеется значительное повреждение центра речи в левом полушарии, правое полушарие в возрасте до 8 лет, как правило, способно полностью заместить речевую функцию погибших клеток. После 10 лет такого полного замещения уже происходит.
В этой связи, очень важно начинать лечение как можно раньше. От этого в первую очередь зависит его эффективность. Главная цель лечения заключается в том, чтобы создать условия, когда естественные процессы нейропластичности протекали бы максимально продуктивно.
Если после рождения мозг у детей продолжает страдать от недостатка кислорода и питательных веществ, то говорить о какой-либо эффективности механизмов нейропластичности не приходится. Поэтому для улучшения питания мозга врачи-неврологи назначают лекарственные препараты, влияющие на мозговой метаболизм (ноотропы, церебропротекторы) и улучшающие мозговое кровообращение (сосудистые препараты). С этой же целью может назначаться физиотерапия, например, воздействие на голову переменным магнитным полем.
Каковы же возможности остеопатического лечения при данной патологии?
Задержка речевого развития: возможности остеопатии
Остеопатическое лечение направлено на устранение гипоксии и улучшение питания головного мозга, восстановление органов речи, а также других функциональных проблем в теле ребёнка.
Голова получает питание из 4 магистральных артерий: двух позвоночных и двух сонных. Перед тем как попасть в полость черепа позвоночные артерии проходят в костном канале шейных позвонков. Затем располагаются на затылочной кости, покрытые сверху подзатылочными мышцами.
В случае длительного напряжения этих мышц позвоночные артерии могут механически сдавливаться. В такой ситуации уменьшается приток крови к голове и развивается хроническая гипоксия головного мозга.
Кроме того, в затылочной области через правое и левое ярёмные отверстия оттекает практически вся венозная кровь из полости черепа. Поэтому в случае фиксации здесь может нарушаться венозный отток. Это ещё одна причина для хронической гипоксии головного мозга, но уже застойного характера.
Остеопатическое лечение эффективно устраняет напряжение в мышцах и возвращает подвижность структур в затылочной области. При этом восстанавливается артериальный и венозный кровоток головного мозга на магистральном уровне.
Современные остеопатические техники позволяют восстанавливать подвижность любых участков мозга, тем самым обеспечивая его восстановление на локальном уровне. Например, остеопатическая коррекция центра Вернике ускоряет процесс понимания обращённой речи, зоны Брока – развитие моторной речи и так далее.
В случае необходимости остеопатия позволяет лечить сами органы речи. Расслаблять мышцы гортани, языка и других структур, участвующих в формировании речи.
Таким образом, остеопатическое лечение воздействует на все звенья патогенеза при задержке речевого развития. Этим обусловлено его высокая эффективность.
Речевая среда – основа развития речи
Задержка речевого развития требует проведения лечебных процедур. Однако очень важным является обучение ребёнка речи. Происходит это с грудного возраста в результате постоянного общения с родителями и членами семьи. Речь родителей – самая мощная сила, помогающая мозгу гармонично развиваться.
Задержка речевого развития. Речевая среда
Обучать речи ребёнка необходимо, глядя ему в лицо. Речь родителя при этом должна быть медленной. Лучше тембр голоса повысить и, как бы нараспев, растягивать звуки. Например: «Па-а-па лю-у-бит свою-у до-о-ченьку», «За-а-айка хо-о-чет ку-у-шать».
Такая «малышовая» речь детям ближе всего. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы, рифмы – все это делает речь им более понятной. Помогает ребёнку различать звуки, лучше фиксировать значение слова или понимать смысл фразы.
Очень важно, чтобы окружающая среда была доброжелательной, полна улыбок и душевной теплоты. В любви мозг малыша развивается наилучшим образом. Необходимо помнить, что дети обучаются речи в процессе игр. Поэтому родителям надо чаще играть с ребёнком.
Для повышения эффективности обучения речи можно обращаться за помощью к логопеду и дефектологу. Логопед учит детей общению, работая над звуками, словами, словосочетаниями и т.д. Дефектолог нацелен на содержание этого общения путём расширения кругозора и адаптации в социуме.
В процессе обучения речи происходит последовательный переход с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Приобретаются новые речевые навыки и умения. Однако дети с задержкой речевого развития часто требуют достаточно длительного наблюдения и лечения, поскольку в школе у них могут быть затруднения в формировании навыков письменной речи.
Заключение
В основе задержки развития речи у детей лежит гибель клеток мозга. Этим определяется тяжесть заболевания и, соответственно, эффективность его лечения. Чем меньше нервных клеток пострадало, тем лучше прогноз. И наоборот.
Лучше всего поддаются лечению случаи, когда имеется небольшое поражение центров мозга, отвечающих за моторную речь (моторная алалия). Хуже лечатся поражения сенсорной речи (сенсорная алалия).
В ситуации одновременного повреждения всех речевых центров (сенсомоторная алалия) полное выздоровление наступает примерно в половине процентов случаев.
Когда произошла массовая гибель клеток головного мозга (отставание в речевом и умственном развитии (ЗПРР), отсутствие речи с ДЦП, гидроцефалией и т.д.) полного выздоровления, как правило, не наступает.
На прогноз также влияют сроки начала лечения. Чем раньше оно начато, тем выше успех. Прогноз существенно ухудшается, если развитием речи начали заниматься в возрасте старше 5 лет.
Ну и самое главное, никакое лечение не будет эффективным, если ребёнка постоянно не обучать речи. Этим должны заниматься родители.
Таким образом, задержка речевого развития – очень серьёзная проблема, лечение которой требует комплексного подхода с участием остеопатов, неврологов, логопедов, дефектологов и самих родителей. От эффективности данного лечения зависит будущее ребёнка.
Остеопатия воздействует на все механизмы развития заболевания. Этим обусловлена её высокая эффективность при задержке речевого развития.
Будьте здоровы и живите без болей!
Ссылка на оригинал: https://bezbolei.ru/osteopatiya/rech/
После прочтения данной статьи о задержке речевого развития (ЗРР), возможно, Вы подумали о том, как помочь вашему ребенку преодолеть эти сложности. Одним из эффективных методов помощи в таких случаях является детская остеопатия. Специалисты по остеопатии могут помочь вашему малышу справиться с проблемами речевого развития и достичь значительных улучшений. Желаете узнать больше и записаться на прием? Оставить заявку можно в разделе услуги "Помощь остеопата при ЗРР у ребенка" или по телефонам: +7 (917) 740-77-88, +7 (987) 096-88-67